Волшебный сад 

Саженцы-Почтой

Интернет-Магазин 

Сайт посвящен интересным и редким  растениям. В первую очередь пищевым деликатесным, а также лекарственным и косметическим.

Здесь Вы найдёте рецепты, статьи. Какие-то растения можно приобрести.

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

 

Съедобные цветы,

ароматерапия,

 фитокосметика,

агротехника выращивания,

легенды и предания,

кулинарные рецепты.

Первоцвет весенний (Primula veris), семейство первоцветные, класс двудольные. В России растет в европейской части страны в светлых смешанных и лиственных лесах, на опушках, травянистых склонах.

 Многолетнее растение с косым корневищем, многочислен ными шнуровидными корнями, прикорневой розеткой листьев и безлистным цветоносом 10—20 см высотой с зонтиковидным соцветием ярко-желтых цветков (в желтый цвет венчик цветка окрашивает пигмент антохлор в клеточном соке — тот самый, что окрашивает плоды лимона). Листья продолговато-яйцевидные, суженные в крылатый черешок, морщинистые, по кран волнистые, снизу (подобно цветоносам и чашечке) бархатисто-опушенные. По мере роста листья разглаживаются. Чашечка узкая, цилиндрическая, с 5 зубцами. Венчик — с длинной трубкой и отгибом из 5 лопастей; 5 чешуи образуют на границе трубки и отгиба нечто вроде второго венчика (привенчика). У основания отгиба каждого лепестка — оранжевое пятнышко: «посадочные огни» для насекомых.

Цветки первоцвета весеннего — разностолбиковые: в одних цветках тычинки прикреплены в трубке венчика близ зева и столбики в них короткие; в других — тычинки прикреплены в средней части трубки и столбики длинные. У короткостолбиковых форм пыльца в два раза крупнее, а рыльце — с мелкими сосочками, тогда как у длинностолбиковых форм пыльца соответственно мельче, зато сосочки на рыльце крупные. Рыльца короткостолбиковых форм воспринимают пыльцу длинностолбиковых форм, и наоборот.

Цветет первоцвет весенний в апреле — мае. Узкая цилиндрическая чашечка после цветения остается и разрастается при плодах. Плод — прямостоячая коробочка, вскрывающаяся на верхушке зубцами: ветер раскачивает стебли и разбрасывает семена. В непогоду зубцы загибаются внутрь, и коробочка закрывается. Семена снабжены масляным придатком и растаскиваются муравьями, которые в укромном месте съедают придаток, а семя оставляют.

Поскольку желтые цветки в зонтикообразном соцветии имеют вид связки миниатюрных золотых ключей, первоцвет весенний часто называют «ключиками». Наверное, это название является отголоском древнегреческой легенды, согласно которой цветы первоцвета являются ключами богини весны, которые она потеряла. Одна из средневековых легенд утверждает, что первоцвет вырос на месте ключей от рая, которые выпали из рук апостола Петра, когда он услышал, что черти якобы подделали эти ключи и хотят заселить райский сад нечистой силою. Он так растерялся, что ключи выпали из его рук и полетели на землю.

В народной медицине корневище растения с корнем используют при заболеваниях верхних дыхательных путей, а препараты из цветков используют при головных болях, нервной слабости, бессоннице и простудных заболеваниях. Листья первоцвета весеннего являются настоящими чемпионами среди зелени по содержанию аскорбиновой кислоты (витамина С). Есть также в них провитамин А — каротин. Недаром в Англии и Нидерландах первоцвет культивируется как ценное салатное растение: из листьев готовят витаминные салаты.

Научное родовое название Primula происходит от латинского слова prima — «первый» и является уменьшительной формой этого слова. Такое название дано роду за то, что некоторые его виды цветут самой ранней весной, то есть одними из первых. Например, первоцвет обыкновенный, который растет в Крыму, зацветает еще тогда, когда сходит снег и с гор начинают бежать первые весенние ручьи. Отсюда же русское родовое название «первоцвет». Научное видовое название veris переводится с латинского как «весенний».

Цветы эти носят научное название примул (Primula veris), то есть первоцветов, так как появляются одними из первых цветов весной; в народе же они слывут под именем «баранчиков» (вероятно, за свои сморщенные, похожие на смушки ягненка, листья), а в Германии — под именем «ключиков» (за сходство их цветорасположения со связкой старинных церковных ключей).

О происхождении примул в средние века сложилось следующее интересное сказание.

«Однажды,— говорит это сказание,— когда апостол Петр, которому вверены были ключи от царствия небесного, находился на страже у входа в рай, ему вдруг донесли, что кто-то, добыв поддельные ключи, намеревается проникнуть туда без его разрешения. Пораженный таким ужасным известием, апостол в испуге выронил из рук свою связку золотых ключей, и она, падая от звезды к звезде, полетела на Землю. Желая перехватить ее, апостол послал вдогонку за ней ангела; но, прежде чем ангел успел выполнить данное ему приказание, связка уже упала на землю, глубоко в нее врезалась, и из нее вырос желтый, похожий на ключи апостола, цветочек. И с тех пор, прибавляет предание, хотя ангел и взял с собою ключи св. Петра обратно, но слабые отпечатки их остались на земле и каждый год из них вырастают цветы, которые отпирают нам дверь к теплой погоде, к теплому лету».

Примула была известна с самой глубокой древности и считалась лекарственным цветком Олимпа. Древние греки верили, что в нем заключается целебное начало против всех болезней, следовательно, он является чем-то вроде той всемирной панацеи — лекарства от всех недугов,— которого так тщетно доискивались в средние века. У греков о его происхождении говорилось, что он возник из тела умершего от любви юноши Паралисоса, которого боги из сострадания и превратили в это ароматическое растение. Вследствие этого в древности им преимущественно лечили от паралича и болей в сочленениях, так что в медицине и до сих пор его называют нередко параличной травой

(В чудодейственную силу примулы верили также и древние кельты и галлы. У них она собиралась с большой таинственностью, натощак и босиком, их жрецами, друидами. При собирании жрецы эти, сверх того, должны были просовывать собирающую руку под левую полу одеяния и, сорвав цветок, не глядя, прятать в платье, так как только в таком случае растение сохраняло свою лечебную силу

Сок этого цветка входил у друидов также в состав знаменитого любовного напитка, который варился в полночь из вербены, черники, мха, пшеницы, клевера и меда. Но тогда цветы надо было срывать до наступления новолуния. Составленный таким образом напиток ставился на огонь, и молодые девушки-жрицы должны были разогревать его своим дыханием до тех пор, пока он не закипит. Напиток этот считался всемогущим. Достаточно было выпить несколько капель, чтобы воспылать сильнейшей любовью к тому или той, которым он был поднесен.

Подобные любовные зелья существовали уже и в древности, и рассказывают даже, что известный писатель Апулей воспользовался подобным напитком, чтобы влюбить в себя и заставить выйти за него замуж богатую пожилую вдову, причем будто даже составлял и самое зелье. Родственники этой вдовы привлекли его в суд, указывая, что ей уже 60 лет и что, вдовея более 15 лет, она не выказывала никогда даже никакого желания выходить вторично замуж. Да и сама вдова, как говорят, подтверждала, что он ее околдовал своим питьем. Однако Апулей сумел так ловко защитить себя, что процесс был им выигран. Вера в сверхъестественное влияние примулы, распространенная столь сильно в средние века, перешла и в более близкие нам времена. В Пьемонте верят и до сих пор, что она обладает чудодейственной силой отвращать наваждение дьявола, прогоняет бесов и заставляет выступать из земли кости невинно погибших людей; в Бретани говорят, что она причиняет лихорадку детям, когда они долго ею играют.

По датским же сказаниям, первоцвет — это заколдованная принцесса эльфов. Раз принцесса эта была отпущена своей царицей на землю. Там она полюбила одного юношу и забыла совсем свою родину. Тогда в наказание она была превращена в примулу, а юноша -в весенний анемон. И вот теперь они рано вместе зацветают и рано вместе умирают. О примуле сложилось немало сказаний еще и в Англии, где она носит обыкновенно название cowslip, а в некоторых местностях называется волшебным цветком (fairy-cup), так как существует поверье, будто в ее лепестках во все дни года, исключая 1 мая, укрываются маленькие феи и крошечные сказочные старички-гномы. Вследствие этого про нее рассказывают немало разных прелестных легенд.

Н. Ф. Золотницкий. «Цветы в легендах и преданиях»


Конструктор сайтов - uCoz